ТОВ «Група компаній «Український центр нерухомої власності»» - спеціалізована юридична компанія, основною метою діяльності якої є надання підприємствам житлово-комунального господарства послуг спрямованих на ліквідацію дебіторської заборгованості та підвищення платіжної дисципліни населення. Своїм клієнтам ми пропонуємо повний комплекс послуг на всіх етапах роботи із боржниками: • досудове врегулювання спорів; • судовий розгляд справ; • примусове стягнення боргу; • викуп боргів.
Состояние дел ЖКХ и в области, и в стране в целом в последнее время находится под пристальным вниманием общественности, властных структур и не оставляет безучастным ни одного гражданина. Вся система ЖКХ в настоящий момент представляет собой клубок проблем, для полного исследования и решения которых нужен не один месяц. Поэтому для аудита избран отдельный сегмент ЖКХ – водоснабжение (в частности, предприятие ОКП "Компания "Лугансквода", на которое приходится свыше 80 процентов объемов добытой и реализованной воды по области), на примере которого аудиторская группа пыталась раскрыть проблемы, характерные для всей отрасли.
Не секрет, что система управления предприятиями ЖКХ не в состоянии обеспечить их эффективную работу в рыночных условиях. За 2004-2005 годы и 9 месяцев 2006 года предприятиями отрасли получено убытков на 306,3 млн гривень. В ходе аудита изучались причины убыточности и факторы, которые ограничивают эффективность вложения в развитие отрасли бюджетных средств.
В последние годы поднимается вопрос о реформе ЖКХ, которую разрабатывают соответствующие министерства и ведомства, местные госадминистрации и органы местного самоуправления. Однако аудитом установлено, что принятые программы дублируют друг друга, их мероприятия почти не взаимосвязаны с фактическими направлениями финансирования. Это, а также ограниченность финансирования, его бессистемность и непоследовательность приводят к невыполнению программ.
Так, целенаправленно не выделялись средства ни на выполнение общегосударственной программы реформирования и развития ЖКХ на 2004-2010 годы, утвержденной законом Украины от 24.06.2004 № 1869-ІV, ни на выполнение разработанной на ее основе Программы реформирования и развития водопроводно-канализационного хозяйства Луганской области на 2004-2006 годы и период до 2010 года. Наряду с этим из бюджетов разных уровней выделялись средства на социально-экономическое развитие, на предупреждение аварий и предотвращение техногенных катастроф в ЖКХ и на других аварийных объектах, на выполнение инвестиционных проектов. Механизм распределения этих средств, а также перечни объектов строительства и реконструкции при этом утверждались отдельными постановлениями КМУ, которые частично совпадали с мероприятиями указанных выше программ.
Аналогично, целенаправленно не выделялись средства по программе "Питьевая вода Луганщины на 2006-2020 годы", утвержденной решением областного совета от 23.09.2005 № 20/85, мероприятия которой частично совпадают с предыдущими двумя программами. Между тем, по постановлениям КМУ выделено 12,6 млн грн для проведения работ, которые соответствуют программе "Питьевая вода Луганщины" и региональной программе реформирования и развития ЖКХ. Однако перечни объектов, на финансирование работ по которым направляются средства, и порядок определения этих объектов изменяются каждый год.
В результате при недостаточном финансировании начаты новые работы, прекращенные в последующем из-за отсутствия средств. Например, в 2004 году начата реконструкция очистных сооружений пгт. Белокуракино и очистных сооружений № 7 в г. Стаханове общей стоимостью 367 тыс. грн. На начало 2005 года выполнено, соответственно, 3,6 и 10 процентов объемов работ, что не имело существенного влияния на функционирование объектов. Из-за отсутствия финансирования в 2005–2006 годах работы на них были приостановлены.
В то же время высокий уровень изношенности оборудования приводит к невозможности его должного использования и связанных с этим потерям.
В частности, по ОКП "Компания "Лугансквода" показатель потерь воды вырос с 49,4 до 58 процентов (106,9 млн куб. м – в 2004 году, 113,9 млн куб. м – в 2005 году и 123 млн куб. м – в 2006 году).
Исследованием причин убыточности ОКП "Компания "Лугансквода" установлено, что по предприятию значительно сократились объемы предоставленных услуг. Так, объемы реализации воды в 2006 году составляют 81 процент объема 2004 года. При эксплуатации энергоемкого оборудования это приводит к резкому росту себестоимости услуг.
Сейчас в системах водоснабжения используется насосное оборудование с более высокой энергоемкостью, чем современные аналоги, что недопустимо в условиях постоянного увеличения тарифов на электроэнергию. Кроме того, проектная мощность существующих сооружений намного превышает фактическую потребность в ней. Так, на балансе ОКП „Компания „Лугансквода" находится 56 очистных сооружений мощностью 501,3 тыс. куб. м/сут, при этом в 2005 году фактический среднесуточный пропуск стоков составил 153,3 тыс. куб. м/сут, или меньше мощности в 3,3 раза, а за 9 месяцев 2006 года – 149,5 тыс. куб. м/сут, или меньше мощности в 3,4 раза. При этом компанией за исследуемый период получено 1111,74 тыс. кВт/час сверхнормативных потерь электроэнергии на 285,3 тыс. грн, что повлияло на увеличение убытков.
Использование энергоемкого оборудования приводит к значительной задолженности за энергоносители, которая по предприятиям водопроводно-канализационного хозяйства области на 01.10.2006 составляла 110,5 млн грн, или 65 процентов суммы общей кредиторской задолженности.
Не способствует снижению убытков предприятий ЖКХ существующая тарифная политика органов местной власти.
Следует отметить, что болезненная для населения проблема тарифов на жилищные коммунальные услуги возникла не сегодня. На государственном и местном уровне длительное время делались попытки через моратории сдержать увеличение тарифов на услуги ЖКХ, что в конце концов привело к их резкому увеличению в несколько раз.
Поскольку жилищно-коммунальные услуги предоставляют предприятия коммунальной формы собственности, финансовые результаты работы которых, а также уровень и состояние выплаты заработной платы их работников не безразличны громадам, органы местного самоуправления постоянно имели непростую дилемму: или обеспечить прибыльную деятельность жилищно-коммунальных предприятий, или сохранить тарифы на коммунальные услуги на доступном для населения уровне.
При утверждении тарифов на оплату коммунальных услуг органами местного самоуправления законодательно не определена ответственность за промедление при утверждении тарифов. Между тем, утверждение тарифов на местах занимает от 3 до 12 месяцев, хотя с момента представления расчетов до момента утверждения тарифов увеличиваются расходы по условно-переменным показателям, заложенным в тариф (тарифы на электроэнергию, минимальная заработная плата, налоги и сборы и т. д.).
Процесс формирования тарифов для потребителей услуг носит непрозрачный характер.
Попытка органов местного самоуправления учесть при утверждении тарифов интересы и предприятий ЖКХ, и потребителей приводит к утверждению разных тарифов в разных регионах области.
Анализ тарифов на услуги ЖКХ по состоянию на 01.01.2007 показал, что в отдельных регионах тарифы за водоснабжение колеблются от 0,59 грн за куб. м (г. Северодонецк) до 2,53 грн (г. Кременная), а за водоотведение – от 0,58 грн (г. Алчевск) до 3,09 грн (г. Кременная). Следует отметить, что Кременское производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства не входит в состав ОКП "Компания "Лугансквода".
По тарифам на теплоснабжение расхождения еще больше: в г. Сватово стоимость таких услуг составляла 10,53 грн за кв. м, в г. Антрацит – 4,58 гривень. Но, наверное, сватовчане ничем не хуже жителей Антрацита.
Кроме того, убытки, связанные с разницей в тарифах, должны компенсироваться за счет бюджетных средств, что в условиях их дефицита приводит к накоплению задолженности бюджетов перед предприятиями ЖКХ. В частности, на протяжении 2004-2006 годов ОКП "Компания "Лугансквода" из бюджетов разных уровней на покрытие тарифной разницы было предоставлено 55,1 млн грн при расчетной потребности в 185,9 млн гривень.
Следует отметить, что при увеличении тарифов уровень возмещения потребителями стоимости услуг ЖКХ снижается. Если в 2004 году потребителями внесен 81 процент оплаты за услуги водоснабжения, рассчитанной по установленным тарифам (населением – 48,9 процента), то за 9 месяцев 2006 года – 78 процентов (населением – 41,5 процента). При этом задолженность потребителей воды перед ОКП „Компания „Лугансквода" возрастает, а именно на 01.01.2004 она составляла 1,7 млн грн, на 01.01.2005 – 48,9 млн грн, на 01.01.2006 – 74,4 млн грн, а на 01.10.2006 – уже 85,7 млн грн, что в 1,8 раза больше, чем на начало 2005 года.
С целью погашения дебиторской задолженности компанией ведется претензионная работа, на которую потрачено 752 тыс. грн, из которых 444,9 тыс. грн – комиссионное вознаграждение ЧП "Украинский центр недвижимого имущества" (г. Киев) за услуги по взысканию долга. В результате за последние три года с должников взыскано 16,1 млн грн. Но, например, на начало 2006 года было открыто 10296 судебных дел, по которым возмещено лишь 8,7 процента суммы долга. За 9 месяцев 2006 года открыто 4246 дел, по которым возмещено лишь 3,5 процента суммы долга.
Показательно и то, что с целью снижения для населения груза оплаты за жилищно-коммунальные услуги тарифы для других потребителей превышали тарифы для населения в среднем в 2,5 раза.
Такие тарифы были основной причиной для отказа крупных предприятий от централизованного водоснабжения, что привело к снижению объемов реализации воды. В частности, в 2005 году ОКП "Компания "Лугансквода" не реализовало 6647,9 тыс. куб. м воды, или недополучило 26,9 млн гривень. Например, собственные скважины разработали Краснодонское ПУВКХ, шахта „Луганская", шахта „Черкасская", ККП „Славяносербское", что повлекло сокращение объемов реализации воды на 5246,4 тыс. куб. м.
Таким образом, при имеющемся уровне платежеспособности потребителей жилищно-коммунальных услуг повышение тарифов приводит, во-первых, к увеличению задолженности потребителей, во-вторых, к увеличению расходов на претензионную работу, результаты которой являются несущественными по удельному весу взысканного долга в сумме задолженности, в-третьих, к потере значительных доходов из-за отказа промышленных предприятий от получения услуг по завышенным тарифам. Следовательно, повышение тарифов не является панацеей улучшения состояния ЖКХ, необходимо искать пути снижения себестоимости таких услуг и эффективного управления отраслью.
Одним из направлений снижения себестоимости, в частности по ОКП "Компания "Лугансквода", является уменьшение потерь воды. Однако в 2005 году и за 9 месяцев 2006 года превышение нормативных потерь, которые к тому же являются очень высокими, имеет место по 8 из 16 структурных подразделений (департаментов) ОКП "Компания "Лугансквода".
Например, в 2006 году по Брянковскому департаменту при нормативе технологических потерь воды в 48,6 процента фактические потери достигли 77 процентов от объема воды, поданной в сети. При этом общая протяженность водоводов по департаменту составляет 326 км, из которых 251,7 км, или также 77 процентов, отнесено к категории ветхих.
По Методике разработки технологических нормативов использования воды, утвержденной приказом Госстроя от 21.07.1998 № 161, норматив потерь воды рассчитывается с учетом местных условий эксплуатации сетей водоснабжения и водоотведения. Но при этом не предусмотрен предельный уровень, которого может достигать норматив. Нормативные потери воды по ОКП "Компания "Лугансквода", рассчитанные по методике, составляют в среднем 52 процента.
Между тем, на данное время вступили в силу Отраслевые технологические нормативы использования питьевой воды на предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства Украины, утвержденные приказом Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 17.02.2004 № 33, которыми предусмотрены ограничения норматива потерь воды 30-ю процентами от плановой подачи воды. Это ограничение может быть увеличено лишь после вывода экспертизы специализированных государственных научно-исследовательских организаций. Но указанные отраслевые нормативы до настоящего времени не используются.
Таким образом, отсутствие ограничения нормативных потерь воды не стимулирует предприятия водоснабжения искать дополнительные резервы снижения этих потерь.
Также установлено, что существующая система контроля не обеспечивает надлежащей прозрачности, управления и полноты контроля за правильностью и эффективностью использования бюджетных средств, а следовательно, создает предпосылки для злоупотреблений в их использовании.
Так, проведенными проверками на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства Луганской области за 2004-2006 годы установлено нарушений финансовой дисциплины на общую сумму 9,7 млн. гривень.
Имеют место случаи неэффективного использования бюджетных средств.
Например, Кременская райгосадминистрация в 2004 году получила субвенцию из государственного бюджета на 100,0 тыс. грн для капитального ремонта водопроводной сети г. Кременная (проектная стоимость 484,8 тыс. грн). За эти средства в 2004 году были закуплены трубы, но капитальный ремонт водопроводной сети не был начат, трубы остаются неиспользованными. В перечень объектов на 2005-2006 годы, на которые направлялась субвенция, этот объект не был внесен, что сводит на нет вложение бюджетных средств.
Также при недостаточности средств в ОКП "Компания "Лугансквода", при отсутствии прибыли от финансово-хозяйственной деятельности и вопреки требованиям коллективного договора безосновательно проведены расходы на благотворительную помощь и оплату учебы детей работников на общую сумму 249,7 тыс. гривень. Таким образом, результаты проведенного аудита засвидетельствовали, что дальнейшее промедление с реальным реформированием отрасли, которое на данное время осуществляется в основном на бумаге или частично и непоследовательно, недопустимо. Не подкрепленное качественными изменениями деятельности предприятий ЖКХ увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги существенных результатов не приносит. Их привязка к размеру расходов предприятий без осуществления мер по снижению этих расходов не решает, а лишь усугубляет проблемы отрасли.
Р.В. Панов, начальник отдела организации и проведения аудиторских исследований КРУ в Луганской области